вторник, 18 февраля 2020 г.

Преодоление нарушений слоговой структуры слова


Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
1.    Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
2.    Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
3.    Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
4.    Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
5.    Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
6.    Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
 Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

Уровень гласных звуков.
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.
- Запомни и повтори. Проговаривание серии гласных АУ   ИА   АУИ   ИАУ
АУИА   ИУАО.
- То же с выделением ударного звука Ауа   аУа   ауА.
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции.
                                 

Уровень слогов.
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв.
- Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным произнесением цепочки слогов.
- Пальчики здороваются. На каждое касание пальцев – слог.
- Запомни и повтори цепочку слогов.
- Называние ударного слога в цепочке слогов са-СО-са    СО-су-сы    сы-су-СА.
- Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике.
- Придумать слог к схеме (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).
- Назови наоборот са-ас.
- Чтение слогов по таблице.
- «Кто быстрее?» - быстро найти заданный слог в таблице.
- Запись слогов под диктовку с подчеркиванием гласных.
                         
Уровень слова (слоговой анализ).
- Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.
- Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.
- Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным проговариванием слова по слогам.
- Записать цифрой количество слогов в слове.
- «Рассели картинки по домам». 1 слог – 1 этаж, 2 слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.
- Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
- Что изменилось в слове? Лис – лиса – лисица
- Выбрать из названий картинок длинное слово, короткое, одинаковые.
- Подобрать рифму рак – бак.

                        Уровень слова (слоговой синтез).
- Закончить слово одинаковым слогом шама…, ка…
- «Собери слово». Соединить слоги, записанные вразброс лёт – са – мо.
- Образование сложных слов: лёд, колоть – ледокол.
- Образовать ласковое слово, назвать много предметов: дом – домик, дом – дома.
- Закончить слово  смороди…
- Составить слова из слогов            ма   ра   на   ша
                                                             у    ла   ши   па

                 
Смешанные упражнения (анализ и синтез).
- Поменять слоги местами: рады – дыра, сосна – насос.
- Образовать новое слово из первых слогов данных слов: чайник+ капуста=
=чайка.
- Найти пропущенный слог: ко-…-ва.
- Подбор родственных слов: дом, домик, домашний.
- Придумать слово на 1 слог короче или длиннее данного.
- Придумать слово с заданным количеством слогов.
- «Цепочка слов». Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова:тигр – рак…




Комментариев нет:

Отправить комментарий