Нарушение речи у дошкольников являются
очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на
психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на
эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с
нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи
в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур
слова. Своевременное
и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует
развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной
программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой
структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у
детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития
характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток;
итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в
том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево;
перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста;
вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
4. Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница-
холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов
сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет,
обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой
звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности
формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи
(накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,
несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно,
мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных
психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у
ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это
способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и
подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении
трудностей могут следующие игры:
Уровень гласных звуков.
- Произнести звук А столько
раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.
- Запомни и повтори. Проговаривание серии гласных
АУ ИА АУИ ИАУ
АУИА ИУАО.
- То же с выделением ударного звука Ауа
аУа ауА.
- Узнавание серии звуков по беззвучной
артикуляции.
Уровень слогов.
- Составление всех возможных слогов из
предложенных букв.
- Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным
произнесением цепочки слогов.
- Пальчики здороваются. На каждое касание пальцев
– слог.
- Запомни и повтори цепочку слогов.
- Называние ударного слога в цепочке слогов
са-СО-са СО-су-сы сы-су-СА.
- Придумать цепочку из стольких слогов, сколько
точек на кубике.
- Придумать слог к схеме (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).
- Назови наоборот са-ас.
- Чтение слогов по таблице.
- «Кто быстрее?» - быстро найти заданный слог в
таблице.
- Запись слогов под диктовку с подчеркиванием
гласных.
Уровень слова (слоговой
анализ).
- Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.
- Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов
в слове.
- Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным
проговариванием слова по слогам.
- Записать цифрой количество слогов в слове.
- «Рассели картинки по домам». 1 слог – 1 этаж, 2
слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.
- Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка,
бегемот, жираф, крокодил.
- Что изменилось в слове? Лис – лиса –
лисица
- Выбрать из названий картинок длинное слово,
короткое, одинаковые.
- Подобрать рифму рак – бак.
Уровень слова (слоговой
синтез).
- Закончить слово одинаковым слогом ша: ма…,
ка…
- «Собери слово». Соединить слоги, записанные
вразброс лёт – са – мо.
- Образование сложных слов: лёд, колоть –
ледокол.
- Образовать ласковое слово, назвать много
предметов: дом – домик, дом – дома.
- Закончить слово смороди…
- Составить слова из слогов
ма ра на ша
у ла ши па
Смешанные упражнения
(анализ и синтез).
- Поменять слоги местами: рады – дыра,
сосна – насос.
- Образовать новое слово из первых слогов данных
слов: чайник+ капуста=
=чайка.
- Найти пропущенный слог: ко-…-ва.
- Подбор родственных слов: дом, домик,
домашний.
- Придумать слово на 1 слог короче или длиннее
данного.
- Придумать слово с заданным количеством слогов.
- «Цепочка слов». Каждое следующее слово
начинается на последний звук предыдущего слова:тигр – рак…
Комментариев нет:
Отправить комментарий